kissingcloudz (kissingcloudz) wrote,
kissingcloudz
kissingcloudz

Такие дела...

Пройдя медосмотр я занялся частыми одиночными полётами для отрабатывания различных упражнений и банальной накрутки часов. Нужно как минимум 150 лётных часов (тренажёр не считается) чтобы допустили сдавать лётный экзамен на коммерческую лицензию. Неожиданно начались неувязки с инструктором. Дело в том, что одно из требований на получение коммерческой лицензии это отлетать минимум 30 часов соло, и 35 вместе с инструктором. Соло вылеты засчитываются только при подписи инструктора на вылетном листе, где описываются упражнения которые студент собирается делать. Занимает это 2-3 минуты. Приезжал я в авиаклуб к 6-ти часам вечера, а моя инструктор Роза работала в основном с 10 до 6, и не всегда находила время, а то и уезжала до 6-ти. Хорошо, что другие инструкторы отзывались на её просьбу и подписывали мой вылетной лист. После полёта нужно было обязательно присылать им текстовое сообщение что я приземлился. Если со студентом случается проблема при вылете, за это отвечает инструктор подписавший вылетной лист.

Потом с инструктором Розой начались другие неувязки. Несколько раз зарезервировав с ней полёты получал от неё текст с просьбой отменить, чтобы она могла потренировать других студентов, у которых приближались экзамены, или которым надо было пересдавать. Ну, мне не жалко. Отменял или летал соло. А где-то на третий раз она меня опять попросила «освободить полёт» и спросила хочу ли я лететь с инструктором «Стэном.» А над инструктором Стэном подшучивали некоторые другие инструкторы на предмет его профпригодности. Но я решил что мне по барабану, главное налетать часы с инструктором и, к тому же, если когда-нибудь придётся работать в этой отрасли, то вставать в позу и говорить «с этим я не полечу» вряд ли произведёт хорошее впечатление.

Что ж, полетели со Стэном. И вот, представьте себе, он наконец помог мне решить вечную проблему медленного полёта – постоянное срывание самолёта. «Сбавь газ, подними нос пока скорость не упадёт до 50-ти узлов, а потом держи нос в этом положении и контролируй высоту газом, а не носом.» Во! А я то мучился...Нет, всё по делу, так оно в учебнике и написано, но там много чего написано, попробуй запомни, а делов то было.

При сдаче лётного на коммерческую лицензию ужесточаются лимиты (по высоте, скорости, направлению), которые можно превысить при выполнении упражнений, и добавляются несколько новых упражнений: такие как штопор и посадка с отказавшим мотором. Штопор, в принципе, упражнение довольно лёгкое. А вот на посадке с отказавшим мотором валятся половина кандидатов. Упражнение делается так: самолёт летит на downwind leg (второй разворот). Когда самолёт находится параллельно точке ВПП на которой пилот планирует приземлиться (эта точка обычно находится близко к порогу ВПП), мотор переводится на холостой ход. И надо посадить самолёт в этой точке с позволительными отклонениями в 100 футов (недолёт) или 800 футов (перелёт). Разрешается выпускать закрылки. Довольно сложная процедура, и здесь главное не устроить недолёт. Если же видишь на финишной прямой что будет перелёт, закрылки в помощь, ну и скольжение тоже поможет, пусть за это и снизят оценку.

Здесь описание этого упражнения:

http://www.tc.gc.ca/eng/civilaviation/publications/tp13462-ex18-2271.htm#a

Весь экзамен: http://www.tc.gc.ca/eng/civilaviation/publications/tp13462-menu-2309.htm

Вернёмся к инструктору Розе. В наш последний с ней вылет мы отработали упражнения и уже летели из тренировочной зоны обратно, когда она решила продемонстрировать манёвр когда самолёт летит прямо, и при этом качает крыльями. Требуется хорошая координация элеронов и рулей направления. Не знаю что там точно случилось, но меня крепко укачало и стало плохо. Так плохо, что Розе пришлось сбавлять скорость (это помогает), а я открыл окно и стал вдыхать свежий ветер. Роза принялась извиняться, а по приземлении заявила, что если я хочу летать с другим инструктором, то она не обидится. Я ответил, что она меня вполне устраивает, и разговор закончился. Потом были отмены полётов о которых я рассказал выше, а затем я как-то слетал с моим первым инструктором Дженни, и она весьма тактично рассказала, что Роза предпочитает со мной не летать так как я...задаю слишком много вопросов! Огорчаться смысла не было – Роза мне понравилась как человек и инструктор, пусть она порой и была довольно резкой, а тут у неё случилась серьёзная запарка, многие её студенты валили экзамены, плюс у Розы разболелось ухо, но в отличие от меня она не могла в самую насыщенную лётную пору взять пару месяцев на отдых. И добил Розу, наверное, эпизод когда её студент потерпел крушение во время посадки при первом сольном вылете.

Дело было так. Полетел я в сольный полёт в тренировочную зону. День солнечный, потолок отличный, полетал, лечу обратно. Что-то траффика не много, ну ладно, может по маршруту сегодня разлетелся народ. Подлетаю к аэродрому, а вышка мне даёт векторение совсем не такое, какое обычно даётся при подлёте с той стороны, откуда я летел, и направляет меня на другую ВПП. Особо не думал что и как, подлетел, приземлился, подъезжаю к стоянке, а там все или почти все наши самолёты в ряд. Что такое, думаю, почему не летают. Захожу с лётного поля в клуб, а инструкторы выглядят кто встревоженно, кто очень огорчённо. Некоторые напряженно о чём-то разговаривают. Роза стоит одна у диспетчерской стойки, взгляд отрешённый. Я так и не понял конкретно что происходит. Сел в машину и уехал. Как потом оказалось, студент Розы вылетел с ВПП в траву и повредил самолёт. Сам не пострадал. Все полёты отменили для расследования Министерством Транспорта Канады. Через несколько месяцев Роза ушла из авиации. Надеюсь, не навсегда.

А я стал летать с Дженни. Она поспокойнее Розы, немного постарше, да и замужем уже. Готовились мы к сдаче лётного, а у меня, надо сказать, на работе такое расписание, что постоянно приезжал в авиаклуб уставшим. И вот мы с Дженни летим на предэкзаменационную проверку. Обычная посадка. Ветра особого нет. Самолёт уже над ВПП. «Выравнивай!» - встревоженно командует Дженни. БАХ! Самолет шлёпается о ВПП, подпрыгивает, снова шлёпается, снова подпрыгивает, уход на второй. При повторном приземлении – та же история. Ещё один круг. Кое-как сели. При выезде с ВПП и рулении на стоянку иронизирую с Дженни по поводу лётчика отлетавшего почти 150 часов и не умеющего приземлять самолёт. Объясняю, что сильно устал из-за работы, и экзамен придётся перенести на следующий год, когда у меня будет больше времени. Дженни слегка огорчена. Спрашивает не хочу ли я пока получить лицензию на ночные полёты. Конечно!

А лицензию на ночные полёты я получал так (минимальные требования – пять часов с инструктором и пять соло):

Полёт №1 - ночные круги с инструктором в нашем аэропорту
Полёт №2 – ночные круги с инструктором в соседнем аэропорту
Полёт №3 – сольные ночные круги в нашем аэропорту
Полёт №4 – сольные ночные круги в соседнем аэропорту
Полёт №5 – ночной полёт с инструктором в два других близлежащих аэропорта по маршруту
Полёт №6 - сольные ночные круги в нашем аэропорту
Полёт №7 - сольные ночные круги в соседнем аэропорту
Полёт №8 – сольный ночной полёт в два других близлежащих аэропорта по маршруту
Полёт №9 (не состоялся из-за плохой погоды несколько дней подряд) – полёт с инструктором в отдалённый аэропорт по маршруту – надо налетать минимум два часа по маршруту в этом вылете (это тоже требование для выдачи лицензии на ночные полёты).

А потом Дженни уехала навсегда (похоже на этот раз) в свой город к мужу, далеко отсюда. У неё уже достаточно часов чтобы устроится в какую-нибудь авиакомпанию.

У меня теперь новый инструктор, на этот раз парень. С ним и буду готовиться к сдаче лётного экзамена в следующем году. И заканчивать получение лицензии на ночной полёт.

Летать ночью – здорово! Очень-очень красиво с разноцветными огнями на земле, с пульсирующими и стационарными огнями самолёта, с синими, белыми, и красными огнями аэропортов. Но очень легко сбиться с пути, поэтому радиомаяк спасает пилотов, у которых нет спутникового навигационного прибора.

На настоящий момент мой налёт 165 часов (из них 85 соло).

Всех с наступающим Новым Годом и Рождеством. Всего наилучшего в 2014-м!

Tags: Канада, лётное обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments